Опыт рукопашного боя В.О.В.

По материалам Военного вестника.
Материалы, собранные в 1947 году комиссией Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск по изучению опыта Великой Отечественной войны. Комиссия в течение года опросила значительное количество ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в рукопашных боях. И сегодня эти цифры представляют бесспорный интерес для специалистов.Всего было опрошено в различных округах и группах войск 2018 человек: 648 офицеров (32,1%); 966 старшин и сержантов (47,8%) и 404 рядовых (20,1%). Среди опрошенных: саперов — 22; мотострелков — 92; танкистов — 313; артиллеристов — 364; стрелков — 1199. Из них 1990 человек в общей сложности ходили в атаку 7754 раза, т.е. каждый в среднем 4 раза. Кроме того, им приходилось 8415 раз видеть атаки других подразделений, т.е. тоже в среднем по 4 атаки, и отражать атаки противника.
Из 1990 человек, участвовавших в атаках, в рукопашный бой вступали 883 человека, т.е. 44 %. При рукопашном бое ими было применено: уколов штыком — 399; ударов прикладом — 390; уколов с отбивом оружия противника — 119; ударов ножом — 116; ударов малой саперной лопатой — 96; ударов большой саперной лопатой — 53.Рукопашные схватки происходили: в поле — 1449 случаев; в лесистой местности — 1185; в населенных пунктах — 196 и еще реже в иных условиях. Таким образом, отмечала комиссия, при подготовке войск к атаке нельзя упускать из виду специальную подготовку военнослужащих всех родов войск для рукопашного боя в любых условиях.
Любопытны следующие данные: из 1282 атак противник принял (допустил до рукопашного боя) 373 (29%), а в 910 случаях (71 %) уклонился от рукопашного боя.Наряду с этим, полученные комиссией данные подтверждают стойкость наших войск в обороне. Опрошенные солдаты и офицеры указали 9405 случаев атак противника (в том числе 1625 случаев перехода его в контратаку). При этом отмечалось использование ручных гранат в 1143 случаях (69%); штыка — в 270 (16%); других средств, в том числе подручных, — в 134 (15%).

Не менее интересным является и вопрос о рукопашном бое в разведке. По данным того же опроса, 822 разведчика использовали следующие приемы рукопашного боя с группами противника или с отдельными его солдатами: удары ножом — 182; уколы штыком — 92; удары прикладом — 86; борьба одного против нескольких — 61; удары малой саперной лопатой — 48; удары иными подручными средствами — 34; единоборство —- 18; другие приемы — 57.

В результате тщательного изучения всех приведенных фактов комиссия сделала выводы, опубликованные впоследствии в журнале “Военный вестник” № 7 за 1947 год:
“1. Современный рукопашный бой включает в себя и штыковой бой.
2. Рукопашный бой может встречаться во всех случаях боевой деятельности войск, поэтому он должен стать предметом более глубокого изучения и совершенствования.
3. Помимо военно-прикладного значения, рукопашный бой необходимо рассматривать как важное средство воспитания морально-волевых и других необходимых в бою качеств.
4. Обучение рукопашному бою необходимо ввести во всех родах войск”.

 

И сегодня боевой опыт рукопашного боя разведчиков, накопленный в годы Великой Отечественной войны, востребован так же, как и полвека назад.

Заслуженный мастер спорта СССР капитан К. БУЛОЧКО:

«…Рукопашные схватки являются частью ближнего боя. Они возникают неожиданно, ведутся в быстром темпе, завершаются в считанные секунды. Это предъявляет повышенные требования к подготовке бойцов…»

Побеждает тот, кто действует первым, кто искусно владеет оружием, кто сильнее, проворнее, у кого крепче нервы. Рукопашная схватка — это внезапная встреча вплотную, удар стволом, магазином, сверху, сбоку или сзади, удар ножом в грудь или в спину, удар кулаком, коленом или носком между ног противника, сваливание и борьба лежа. Все защитные действия надлежит рассматривать как второстепенные, комплексирование приемов рукопашного боя совмещать с огневой и тактической подготовкой, эмоциональными факторами на штурмовой полосе. Учитывая основные реальные тактические условия и борьбу с живым «противником», широко используя оружие с мягкими наконечниками для выработки нужных навыков единоборства:
— меткость,
— сила удара,
— быстрота реакции,
— подвижность,
— ловкость,
— сноровистость.
Следует ограничить программу самым строгим минимумом важнейших приемов и, длительно тренируя бойцов, довести исполнение каждого приема до автоматизма. В числе основных приемов при обучении действиям надо включать:
— средний штыковой укол,
— сабельный удар сверху,
— два приема верхней и нижней линии.
Нескольких экономных и предельно эффективных комплексов упражнений, обеспечат всестороннее физическое развитие бойца и воспитание на этой прочной основе всех навыков единоборства. Отработка небольшого комплекса полевой гимнастики явится основой для любого из способов передвижения.
Развитие выносливости у бойцов достигается путем тренировки в упражнениях, требующих максимального напряжения в короткий промежуток времени:
— переползания «на получетвереньках» и «по-пластунски» на скорость;
— преодоление штурмовой полосы, в условиях внезапного нападения противника и его обстрела.
Комплексная подготовка к действиям в ближнем и рукопашном бою включает:
— передвижение на поле боя и преодоление препятствий;
— метание гранат и действия оружием;
— владение автоматом как холодным оружием;
— действия ножом и подручными средствами без оружия.
Обучение следует проводить:
а) с различным оружием и без оружия, на различной местности, днем и ночью, в любую погоду;
б) в сочетании с элементами огневой подготовки;
в) по командам одиночным бойцам и группам.
Приблизив обучение к боевой действительности, боец будет непобедим в рукопашном бою.

Bookmark the permalink. Follow any comments here with the RSS feed for this post.
Comments are closed, but you can leave a trackback: Trackback URL.