90-летний Юбилей Дома Тимофеевых

В связи с 90-летием основания Стиля Тимофеевых (с 1923 года) и 10-летием (с 2003 года) открытой её части Восточного направления Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу и Отечественного направления V-Стиля состоялся семинары по кобудзюцу «Секреты японского стиля Катори» и отечественному русскому рукопашному бою V-Стиля с поздравлениями и вручением подарков по окончании.

Поздравления с 90-летним юбилеем
Стиля Дома Тимофеевых

Боевой нож в ближнем бою

    Поражение противника с помощью боевого ножа возможно, только в ближнем, как правило, рукопашном бою. Вот почему есть смысл представить общую картину такого боя, акцентируя при этом внимание на характерных особенностях, связанных с использованием ножа.
Большинство боевых столкновений можно разделить на две большие группы — «бой на прорыв» и «бой на уничтожение». Признак, на основании которого подобное разделение возможно, связан с целью и задачами каждого конкретного боя.
Единственной целью и главной задачей «боя на уничтожение» является истребление живой силы противника. Достижение этого полностью зависит от исхода самой рукопашной схватки. Именно про «бой на уничтожение» говорят: «Вырезали целую роту!».
А вот цель «боя на прорыв» совсем иная — проход сквозь вражеские боевые порядки, выход на рубеж, захват объекта. Любые, даже самые короткие стычки с противником только мешают достижению цели «боя на прорыв». Противник, в таком бою является лишь одним из множества препятствий на пути воина. Препятствием, которое можно обойти, вывести из строя или нейтрализовать, но вовсе не обязательно уничтожать.
Техника и тактика ведения «боя на уничтожение» и «боя на прорыв» существенно различаются. При ведении «боя на уничтожение» предпочтение отдается технике, позволяющей надежно поражать летальные области тела. Ведь даже смертельно раненый противник может всадить вам пулю в спину. Чтобы не допустить этого, нож, как правило, используется для нанесения глубоких проникающих ранений жизненно важных органов. Однако для выполнения таких ударов требуется время. Речь идет о времени, необходимом как для выполнения глубокого удара, с учетом преодоления сопротивления костных и соединительных тканей, элементов обмундирования и экипировки, так и для извлечения ножа после поражения противника. Это значит, что боец, поражая врага, в какой-то момент остается практически безоружным и становится «легкой добычей». Каждое такое мгновение особенно остро ощущается, если «бой на уничтожение» ведется против двух-трех противников одновременно. И хотя мастера ближнего боя стремятся избегать подобных ситуаций, такое случается. При невозможности избежать «боя на уничтожение», против вражеской группы используется особая тактика. Сначала молниеносными движениями, практически мгновенно, надо «подрезать», ранить, по возможности, серьезно, каждого противника. Ранение на некоторое время снижает боевой потенциал воина. Именно это время используется для того, чтобы, если это необходимо, добить противника. В таком случае делается «второй круг». Однако, здесь одного мастерского владения боевым ножом уже недостаточно. Умение прикрываться телом противника, определять и использовать безопасные зоны, мгновенно и непредсказуемо перемещаться — вот качества, без которых в «бою на уничтожение» воину не обойтись.
В ходе «боя на прорыв» осуществляется проход сквозь боевые порядки противника. Успех прорыва практически полностью определяется скоротечностью боевых столкновений. При этом важно не тратить время на продолжительную «возню» с каждым, попадающимся по ходу боя неприятелем. То, что за спиной могут остаться раненые противники, не так опасно, как в «бою на уничтожение». Их шоковое состояние от ранения даст бойцу несколько дополнительных мгновений, за которые надо покинуть опасную зону. Следовательно, для успешного прорыва достаточно вывести противника из строя хотя бы на короткое время. Временное подавление способности к сопротивлению достигается болевым шокированием или частичным обездвиживанием противника. Как правило, нужный эффект достигается нанесением обширных резаных ран или рассечением связок. Подобная техника владения боевым ножом непременно сочетается с техникой уходов и уклонов от атак противника, с техникой «пропускания» противника и проскальзывания» мимо него. Другими словами, поражение противника при прорыве осуществляется в движении, «по ходу», как бы «между прочим», не допускающем при этом задержек и остановок на борьбу и добивание.
Не менее важным для создания целостного представления о ближнем бое является рассказ о его техническом арсенале и динамическом рисунке, а также знание принципов организации «поражающего» пространства в рукопашной схватке. Своеобразным ядром ближнего боя является динамический рисунок схватки. Динамика боя определяется манерой перемещений и скоростью движения бойца, принципами смены направлений, наличием торможений и ускорений, характером силового взаимодействия, амплитудами и траекториями ударов. Именно динамический рисунок связывает воедино технику схватки, и тактику боя. Поэтому, очерчивая границы возможных вариантов динамической картины боя, поговорим о таких понятиях, как «линейный» и «круговой» бой.
Динамика «линейного» боя представляет собой череду разгонов и остановок. Траектория боя — ломаная, с резкими сменами направлений. Тот, кто хоть раз в жизни сдавал норматив по так называемому «челночному бегу», легко представит динамику «линейного» боя. С энергетической точки зрения, такой характер ведения боя не является рациональным. Впрочем, подобные «челночные» перемещения в ходе боя могут быть достаточно непредсказуемыми и способными ввести противника в замешательство, тем самым снижая эффективность его ответных действий.
Динамика «кругового» боя отличается отсутствием резких, ломаных траекторий. Удачным образом ближнего боя, ведущегося в этой технике, может служить смерч «торнадо». Внешне хаотичное, быстрое, но плавное и непредсказуемое перемещение такого разящего вихря в бою — вот идеальный образ бойца в рукопашной схватке. Очень естественно в такую динамику укладывается ударная техника рук и ног. Вращательное движение легко включает в «работу» локти, колени, кулаки и стопы, происходит как бы «выбрасывание» их на периферию боевого вихря. Однако, нужно иметь в виду, что прямолинейная ударная техника некоторых единоборств в динамику «кругового» боя не вписывается.
«Линейный» бой ведется в традиционной фехтовальной манере. Он весь как бы «сконцентрирован» на острие клинка. Фехтование — совершенно особая техника, которая создавалась специально под холодное оружие, и которая рассчитана на максимально полное использование его свойств и боевых возможностей. Каждое движение бойца «работает» почти исключительно на клинок. В нем «фокусируется» каждое решение, каждый замысел фехтовальщика в схватке. Боец превращается в своего рода «эфес шпаги», продолжением которого является клинок.
Техника фехтования боевым ножом представляет собой набор действий, основанных на поступательных и возвратных движениях. Причем поражение наносится, как правило, только в ходе поступательного движения — атакующего выпада. Возвратное же движение используется, в основном, для выполнения защитных действий, которые выполняются в виде парирования выпадов противника с одновременным уходом с линии атаки (назад, вправо, влево). Следует иметь в виду, что в зависимости от характера боя схватка может начаться как с атакующего выпада, так и с защитного действия. Начало любого столкновения с противником, может определяться задачами боя в целом, а может зависеть от личных пристрастий каждого бойца (привычка работа в в поединке «первым» или «вторым» номером).
Таким образом, приемы традиционного фехтования включают две фазы с четко разделенными функциями: выпад — для выполнения укола; возврат — для защиты от атаки. При этом только выпад может быть результативным, возвратное движение обычно носит лишь вспомогательный характер. Следовательно, в «линейном» бою добрая половина всех движений бойца, не является продуктивной. Этот своего рода отрицательный дисбаланс становиться весьма ощутимым, когда бой ведется с несколькими противниками. Действительно, атакуя одного противника, боец «открывается» и оказывается практически беззащитным перед неизбежной атакой других. Кроме того «челночные» движения легко прогнозируются. Вот почему мастера «линейного» боя, часто маскируют свои действия финтами и обманными движениями. «Тонкое» владение боевым ножом позволяет специалисту достигать «наложения» атакующего движения на защитное, слияния их в одном защитно-атакующем выпаде.
Техника «кругового» боя кардинальным образом отличается от «линейного». «Круговой» бой ведется на более короткой дистанции. Схватка практически осуществляется в непосредственном контакте с противником и, следовательно, отпадает необходимость в «срывах» дистанции, в молниеносных атакующих выпадах. Контакт с противником «растягивается» по времени, становится «вязким», обволакивающим. Атакующие действия не разрываются на фазы входа и выхода, поражения и извлечения, а представляют собой единое непрерывное движение. Траектория клинка при этом представляет собой замкнутую кривую, своего рода пространственную восьмерку.
Подобные «циклические» траектории трудно разделить на атакующие и защитные движения. Любой участок этой замкнутой траектории может выполнять функцию и поражения, и парирования ударов противника. Более того, поражение осуществляется с одновременным «блокированием» возможных контратакующих действий, а парирование атак предполагает подавление двигательных функции противника (рассечение связок атакующей руки или ноги). Каждое движение обоюдоострого боевого ножа обладает потенциальной возможностью нанесения ущерба противнику. Боевая работа в «круговом» бою напоминает вращение шестерни, у которой в роли зубьев выступает лезвие ножа. Эдакое тяжеленное «зубчатое колесо», непрерывно цепляя, наваливается на противника, стремится затянуть, подмять его под себя. Такая техника не требует значительной физической силы. «Боевое колесо» — тело атакующего — обладает более чем достаточным весом, для того, чтобы лишь опираясь лезвием ножа на противника, нанести ему тяжелое ранение.
Следует заметить, что, взяв в руки нож, боец тем самым формирует особую «поражающую» структуру, организует «разящее» пространство. Однако при ведении «линейного» и «кругового» боя, это пространство организуется по-разному.
Фехтовальщик создает вокруг себя своеобразный боевой «кокон». Вытянутая рука острием клинка очерчивает его внешнюю границу. Внутренняя граница «кокона» зависит от того, на каком расстоянии от себя фехтовальщик еще способен применять свое оружие. Между внешней и внутренней границами боевого «кокона» заключена «зона поражения» — пространство, в котором клинок встречает противника. Но использование фехтовальной техники в ближнем бою приводит еще и к возникновению так называемой «мертвой зоны». Это та часть пространства внутри «кокона», где фехтование невозможно или затруднено. Вспомните: когда боксеры сходятся в клинче, рефери останавливает поединок и разводит соперников. На короткой Дистанции техника боксирования, которая тоже, по существу, является «фехтовальной», быстро теряет эффективность.
Противник, проникая сквозь внешнюю границу боевого «кокона», попадает в зону поражения. Схватку боец-фехтовальщик ведет таким образом, чтобы удержать противника в границах этой зоны, но ни в коем случае не допустить его в «мертвую зону». Все попытки проникнуть глубже немедленно пресекаются. Противник либо выталкивается обратно в «зону поражения», либо боец сам отступает ровно настолько, чтобы противник опять оказался в поражаемом пространстве.
При ведении боя с одним противником фехтовальная техника применяется практически без ограничений. Однако работа против нескольких противников сразу обнаруживает прорехи в такой организации «разящего» пространства. Исполняя роль защитной оболочки, боевой «кокон» оказывается слишком велик. Боец не в состоянии каждое мгновение одинаково надежно контролировать «нарушение границ» по всей поверхности «кокона». А противники, как назло, лезут отовсюду. Укол в одну сторону, парирование в противоположную… Плотность «разящего» пространства катастрофически падает, защитная оболочка расползается на глазах. Это уже не боевой «кокон», а, скорее решето. В своем стремлении все время находиться лицом к противнику фехтовальщик обречен на постоянную смену позиций. Он, как флюгер, крутится по воле ветра.
Боец, ведущий «круговой бой» организует «разящее» пространство принципиально иначе. Классическая фехтовальная «зона поражения» сжимается, уплотняется, становится не больше футбольного мяча. На ее месте остается «контролируемая зона». До любой точки этой зоны боец легко дотягивается рукой или клинком. А что же «зона поражения»? Она перестает исполнять роль защитной оболочки, она уже не окутывает бойца «коконом». Это уже даже не «зона». Теперь это сгусток разящей энергии, который создается кистевыми движениями руки, удерживающей боевой нож. У бойца появляется своего рода сферическая фреза, которую он практически всегда держит перед собой. Теперь он не отталкивает приблизившегося противника, не шарахается от него, а, наоборот, затягивает, «всасывает» его. Противник захватывается в «контролируемой зоне» и подтягивается прямо под боевые грани такой ручной фрезы. Подобная работа, как бы это кроваво ни звучало, строится по принципу действия мясорубки. Шнековый винт затягивает полуфабрикаты внутрь и неумолимо увлекает прямо под непрерывно вращающиеся ножи. Пока очередной противник проворачивается через «мясорубку», боец использует его в качестве щита, а затем берется за следующего. Он уже не стремится защищать «контролируемую зону» от проникновения, а «мертвой зоны» и вовсе нет — кто успел подобраться поближе, тот и раньше под нож попадет.
Таким образом, характер действий воина в ближнем бою целиком определяется принципами принятой структурной и динамической организации пространства боя. Бойцы, предпочитающие традиционную фехтовальную технику, неизменно оказываются в стихии «челночного» боя. Те же, кто использует «циклическую» технику рукопашной схватки, раскручивают вокруг себя вихри «кругового» боя.
В заключении следует отметить, что и «линейная», и «круговая» техника могут одинаково успешна использоваться как в ходе «боя на прорыв», так и в ходе «боя на уничтожение». Каждый боец должен определиться и сделать свой собственный выбор — чему учиться, чем овладевать. Главное — знать, что универсальных рецептов не бывает. С другой стороны, свобода выбора предполагает и личную ответственность. Ответственность не только за выполнение боевой задачи, но и за собственную жизнь, и за жизнь своих товарищей.

Жук П., Жук С. Боевые ножи http://mortalfite.narod.ru/nife5.htm

90-летие Стиля Тимофеевых

К 90-летию Отечественного рукопашного боя Стиля Тимофеевых

 

«Теперь я к основному перейду.
Один, стоявший скромно в уголочке,
Спросил: «А что имели вы в виду
В такой-то песне и в такой-то строчке?»

Ответ: во мне Эзоп не воскресал,
В кармане фиги нет — не суетитесь,-
А что имел в виду — то написал,-
Вот — вывернул карманы — убедитесь!»

В.С. Высоцкий

История Рода и Стиля Тимофеевых

 

Род Тимофеевых, по семейным преданиям, начинается с потомков Архиепископа Тимофея I, жившего в 1 веке н.э. (Тимофей – почитающий Бога), одна из ветвей которого в XIX веке жила бедной дворянской семьей в Смоленской губернии.

Судя по гербу выехавших из Литвы дворян Тимофеевых, можно предположить, что их предком был соратник основателя книгопечатания в России и на Украине Ивана Федорова Петр Тимофеевич (Тимофеев), которого по месту рождения звали Мстиславцем (Мстиславль—древний смоленский город).

Боевые традиции рода Тимофеевых очень богаты. Многие сыны Отечества, посвятив себя службе в армии, участвовали в сражениях под Аустерлицем, Бородином, на Шипке…, совершали подвиги…, становились боевыми офицерами, имели высшие звания и награды.

Князь Борис Васильевич Галицын-Тимофеев, родившийся в 1924 году в семье Тимофеевых и живший с фамилией Тимофеев до 90-х годов, воспользовался возможностью добавить к ней фамилию Голицын.

Мой отец Иван Петрович Тимофеев 1923 года рождения рассказывал, что благодаря мужчинам-воинам из рода Тимофеевых, боевой опыт постоянно накапливался, дорабатывался и совершенствовался.

Многовековой семейный воинский опыт позволил не только глубоко понять боевой опыт предков, а значительно усовершенствовать технику штыкового боя офицеров царской армии до рукопашного боя войсковых разведчиков Великой Отечественной Войны. Дальнейший же опыт семьи позволил использовать методологию преподавания и некоторую технику Традиционных Школ БИ Востока, почитаемые и сегодня отечественными специалистами.

И хотя, история Стиля имеет более давние традиции, в нашей семье датой основания внутреннего Фамильного Стиля Тимофеевых считают апрель 1923 года.

Март 2013 года.

Преемник 3 поколения
Фамильного Стиля Тимофеевых
Виктор Иванович Тимофеев.

Смотрите видео-отчет с юбилейного семинара >>>

V-Стиль Тимофеевых

Отличительные особенности V-Стиля — Стиля Победителей.

 

«Просто хочется сказать, что Русский Рукопашный Бой,
прошедший горнило Великой Отечественной Войны, жив,
что он мало похож на все те авторские системы,
которые сейчас называются русскими стилями.»
Специалист разведки Склизков В.А.

В этой статье дано очень краткое описание V-Стиля с акцентом в сторону рукопашного боя и затрагиванием некоторых основных моментов, на которых он строится.

Основу V-Стиля составляет безприёмная техника, изучаемая Принципами, с нарабатыванием специфических приёмов для часто встречающихся ситуаций.
Внешним признаком Стиля является шатание с качанием маятника. Шатание состоит из двух движений топтать землю и ходить, а маятник — «раскачка» в плечевом поясе и смещение веса тела на ногах. При работе с огнестрельными оружием добавляется техника маятника в перемещение как при стрельбе, так и при защите от стреляющих.

Отец войсковой разведчик, прошедший горнило В.О.В., не называл Стиль ни системой «волкодавов» СМЕРШ, ни «системой выживания» офицеров разведподразделений Спецназа Советской Армии. Он просто демонстрировал его с комментариями, редко углубляясь в исторические события, упоминал об инструкторах-разведчиках Великой Отечественной Войны, вспоминал технику штыковой бой царской армии, снайперскую подготовку и стрельбу «по-македонски», реже Восток.

Не буду описывать ВСЕ, поделюсь с Вами некоторыми из них.

Войсковые разведчики, прошедшие Великую Отечественную Войну, учили совершенно по-другому и другому в отличие от сегодняшних общепринятых версий армейского и специального рукопашного боя.

Они требовали максимальной концентрации усилий в каждом движении. И хотя расчет на один удар не ставился, заваливание противника с одного раза являлось показателем эффективности атаки. Если не получалось с одного, дальнейшие действия должны были выполняться с наращиванием усилий. В этом и заключается экономия сил!

Главное предпочтение, исходя из требований современного военного кратковременного боя, отдаётся — краткой схеме атак и контратак, похожей — «одним ударом наповал» — каратэ и «опережающий удар в пресечении атаки» Джет Кун До.
И хотя, в данное описание включено сравнение с современными известными Знаниями из восточных боевых искусств — Отечественный Стиль в те времена более полувека назад в 1941-45 годах уже уверенно применял их на практике.
Схема атак-контратак в 1 — 2 – 3 действия — это последовательная цепочка в одно движение, состоящее из нескольких действий — «револьверный принцип»: при не срабатывании одного действия, переходят к следующему. Главное, что бы действия были эффективны, просты и срабатывали инстинктивно.
Алгоритм же работы, принятый в современных стилях – блок или парирование, удар, выведение из равновесия, бросок, добив – лишнее время и силы!

Манера ведения боя, основанная на использовании бросковой техники, не позволяет вести бой в стесненном пространстве и в группе. Техника рукопашного боя В.О.В. наоборот максимально соответствовала возможности ведения как одиночного, так и группового боя. Основной боевой единицей в зависимости от целей и задач разведки был отдельный боец, пара бойцов или команда бойцов. Для них были разработаны специальные системы ведения рукопашного боя в одиночку, с напарником или в группе. Хорошо подготовленная группа от пяти человек могла вести бой в рукопашную, против любого по численности противника. Уничтожить слажено действующую пятерку (чему немало исторических примеров) можно было только расстреляв её.

Методики тренировок используемые в современных стилях строящиеся на медленной, ненапряжённой работе в трансе или измененном состояния сознания – это современные авторские версии. Методика В.О.В. строится от простого к сложному, от медленного к быстрому, от мягкого к жесткому с возрастанием психофизических нагрузок. Бойца на занятиях выводят на работу максимально приближенную к реальной как по скорости, так и физическим и психологическим нагрузкам. При этом спарринги и соревнования, как метод подготовки бойца, принципиально не используются… по многим причинам, хотя проверка навыков в тестах и соревнованиях реального рукопашного боя присутствует. Отсутствие частых спаррингов и подготовительных периодов для участия в соревнованиях, разминки перед занятиями и много другого — это ещё одно сходство и расхождение со многими современными системами. Хотя, специальные упражнения и даже комплексы упражнений на сухожилия, суставы, скорость, выносливость и пр. имеются.

Психофизическое состояние бойца к бою готовят таким образом, что экстремальная ситуация боя становиться для него опасной игрой, данный настрой позволяет даже в критических нестандартных ситуациях работать творчески.

Отличия разведчиков ВОВ от современных спецназовцев значительны. Спецназовцы — это стрелки, а разведчики ВОВ — рукопашники. И хотя, по сути они — тот же спецназ и на первом месте у них работа с оружием, но идеология построения системы подготовки, радикально отличалась от используемой в современных авторских системах.

Из холодного оружия особым уважением разведчиков пользовался нож, навыки метания которого и любых острых предметов доводили до очень высокого уровня. Метание использовалось, как один из методов тренировки дистанции, чувствительности, выброса силы и многого другого. Отец показывал хваты ножа, используемые разведчиками В.О.В., которые мне не довелось встречать ни в наставлениях, ни в фильмах, ни на семинарах специалистов.

Техника ведения боя без оружия разведчика В.О.В., временно находящегося без оружия, включала в себя:
1. Рукопашный бой с преимущественной безприемной ударной техникой рук, ног и подручных предметов с избеганием в ближнем бою захватов и использованием срывов, вытеснений, защемлений и т.п.
2. Стандартные броски, бой в партере, удушающие и болевые приёмы, защита от них, выходы из захватов и т.д., естественно, в стесненных условиях сооружений и различных видов местности, а также полной экипировке.
3. Заломно-суставную технику, которая применялась как в стойке, так и во всех других положениях.

Данная статья посвящена краткому описанию Стиля рукопашного боя разведчиков В.О.В. Просто хотелось добавить несколько слов, к сожалению, малочисленным заявлениям опытных военных специалистов, обучавшихся у инструкторов, прошедших горнило В.О.В., о том что «Русский Рукопашных Бой ЖИВ и он мало похож на все те авторские системы, которые сейчас называются русскими стилями».

Преемник в 3-м Поколении
Отечественного Фамильного Стиля рукопашного боя
В.И. Тимофеев.

P.S.

Приятно отметить, что Отечественный русский V-Стиль рукопашного боя в рамках дозволенной самообороны быстро осваивается, даже людьми с нулевым опытом, принося результаты, которые можно использовать уже завтра, а БАЗА Стиля Отечественного направления в дальнейшем легко сочетается с техникой внутреннего стиля Восточного направления.

Статья написана по материалам различных публикаций на тему русского рукопашного боя.

Чистота стиля

«Почему вы не придерживаетесь традиций? Вы не используете японскую терминологию и не учите чистому каратэ». Паркер ответил: «Что делает ваше каратэ «чистым», а мое — нет? Основатель вашей системы (Сётокан) господин Фунакоси изучал два стиля боевого искусства (Сюри-тэ и Наха-тэ) у двух разных мастеров (Азато и Итосу), а потом смещал их воедино. В каратэ нет «чистых» систем. «Чистое» каратэ тогда, когда «чистый» кулак вонзается в «чистую» плоть!»

Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры.

Нет и не может быть ни одной системы боя голыми руками, принципиально отличающейся своей техникой от всех других систем. Ведь люди везде устроены одинаково. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено. Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

Эд Паркер, основатель американского кэнпо-каратэ.