Стиль Кадочникова

Стиль Кадочникова

В 1995 году в г. Краснодаре создана «Школа А.А.Кадочникова». Президентом «Школы» является Алексей Алексеевич Кадочников, член-корреспондент Академии Естественных Наук Российской Федерации, академик Академии наук о Земле. Задачей «Школы» является возрождение русского боевого искусства, пропаганда и популяризация его гуманистической сущности среди широких слоев населения. С этой целью она осуществляет научные исследования психологических, технических, биомеханических, физиологических, духовных и других аспектов русского рукопашного боя.

Русский стиль 

Этот стиль, ставший основой в краснодарской школе, ведет свою родословную от В.А. Спиридонова. Как реально дрался Спиридонов сказать нельзя. Сохранившиеся его книги для сотрудников НКВД представляют собой модифицированное джиу- джитсу. Но! Это совершенно не говорит о том, что он работал в этом стиле для массовой подготовки (к тому же на расстоянии) скорее всего, были отобраны приемы простые в исполнении и позволявшие освоить некий практический минимум.

Про самого Спиридонова известно немного — офицер русской армии, серьезно ранен в первую мировую и после революции зарабатывал на жизнь сапожником, в 1923 г. вдруг становится председателем секции самозащиты с/о «Динамо» всесильного ОГПУ. Работает во вполне боевом стиле. Есть две распространенные версии:

— он изучал джиу-джитсу по книгам. Сразу сомнения — ну, во-первых книги те — переложения через третьи уста и руки японских мастеров. РЕАЛЬНО создать по ним что-то боевое, невозможно.

— он изучал джиу-джитсу, участвуя в русско-японской войне (будучи в плену). Сомнительно. Насколько известно, в плену он не был, и войны много не захватил.

Он, как пишут исследователи вопроса «не скрывал японских корней своего искусства». Но мотивировка тут может быть разной во-первых, «японской» свою систему он объявил по одной простой причине — в угаре послереволюционного пролетарского интернационализма и отрицания всей предшествовавшей русской истории за пропаганду русского единоборства можно было достаточно легко попасть на южный берег Белого моря ( тому есть примеры), объявить себя последователем русской школы было не безопасно — люди садились по обвинению в шовинизме за гораздо более невинные вещи.

 

Этот стиль прошел испытания войной, но сегодняшним уровнем во многом обязан А.А.Кадочникову. Именно он довел его до высочайшего совершенствования и надежности. Работа в трех плоскостях — одно из основных правил русского рукопашного боя. Освоив его, ты моментально получишь в поединке несомненное преимущество, поскольку постоянно выводишь противника из равновесия.

Сам Алексей Алексеевич Кадочников учился «русскому стилю» после войны в одном из спецучилищ (где готовили диверсантов), куда после революции и было запрятано боевое искусство русских воинов. Правда, во время Великой Отечественной войны оно еще ходило среди обыкновенных солдат — передавалось как ремесло, из поколения в поколение. Но после войны постепенно искусство русского рукопашного боя стало забываться. На некогда общевойсковую подготовку был наложен гриф «Совершенно секретно». Таким образом, мы оказались на грани потери своего боевого искусства.

Кстати, искать по деревням «носителей стиля», как это делали некоторые, занятие бесплодное. В свое время все более-менее известные мастера либо были уничтожены, либо ушли за границу, либо рекрутировались на службу в одно известное ведомство.

Система Кадочникова 

 

Нельзя забывать, что рукопашный бой лишь одна составная часть системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта. Оценка ситуации местности, времени суток и года необходимы в «русском стиле». В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного боя от видов спорта, во многом потерявших связь с настоящим боевым искусством. Эксперименты показали, что, если человек сожмет руку в кулак даже вполсилы и будет держать ее так, то через 74 секунды иссякнет вся его энергия. Так какой же после этого он боец? В русском же стиле сила используется всего на четверть, тогда как представители других видов боевых единоборств вкладывают в прием, удар максимум усилий. Это только в кино они бесконечно долго бьются — в жизни их ненадолго хватает. Владея русским стилем, даже обессиленные, раненые могут побеждать противника. В школе Кадочникова старики «заваливают» здоровых молодцев. Используя энергию, силу самих нападающих, а своей расходуют минимум.

 

Все приемы стиля Кадочникова основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов, устойчивости стержней и тому подобных понятиях. В ходе тренировок ученики постигают, как с помощью легкого движения обратить себе на пользу усилия соперника.

 

Основная цель системы Кадочникова — сохранение здоровья, жизненных сил или, пользуясь термином мастеров русского стиля, живучести. Именно поэтому вопросам выживания, поведению в экстремальных условиях уделяется такое большое внимание в рукопашном бое стиля Кадочникова. Система Кадочникова — это не только средство защиты от насилия, но и защита от природных катастроф, а также от расстройств и болезней. Все это осуществляется за счет триединства сил: интеллектуальных, физических и духовных.

 

Стиль Кадочникова предполагает сугубо индивидуальный подход к каждому человеку, при котором учитываются его особенности. Ведь каждый из нас — это уникальное явление в природе, и поэтому стиль борьбы каждого бойца неповторим. Все приёмы борьбы основываются на действии величайшего изобретения — рычага. Кадочников говорит о том, что все части тела человека действуют как рычаги, и, зная свойства этого изобретения, намного легче выполнять приёмы.

 

Сам Кадочников считает, что по природным законам русский человек должен заниматься русским видом борьбы. Ведь боевое искусство — это часть культурного наследия нашего народа: оно имеет свою историю, давние традиции, опирается на менталитет русского человека. Кадочников считает себя частью русской земли: «Я — русский, живу на русской земле, которая меня учит, кормит и лелеет. Я есть ее часть. Я обязан ее поднимать». Традиция использования собственного тела как оружия, средства защиты известна с очень давних времен. Сохранилась памятка славянскому воину, которая гласила, что слон — у арабов, яд — у аваров, конь — у хазар, терновник — у булгар, корабль — у варягов, панцирь — у фрягов, сам — у славян.

Можно сказать, что по своей сути система Кадочникова является системой подготовки древних воинов. Основываясь на целостном восприятии мира и человека, опираясь на знания различных наук, система позволяет достигать максимального результата при минимальных затратах энергии. Используя знания о технике рукопашного боя стиля Кадочникова, справиться со здоровым взрослым мужчиной сможет и старик, и женщина. Вот такие чудеса!

Все вышеописанное касается подготовки к рукопашной схватке. А уж про подготовку к бою и говорить нечего. Когда Кадочников начинает рассказывать о плотности воздуха, морских течениях и температуре вод, цвете листвы и травы, то становится ясно, что русским стилем нельзя заниматься на досуге — это образ жизни, образ мышления. И как жаль, что традиции практически потеряны. И как хорошо, что есть в краснодарском ракетном училище человек, который помогает его возродить.

Из интервью с А.А. Кадочниковым: «…Еще Суворов создал науку побеждать. То, что происходит сейчас, — это новая волна. Я просто поднял упавшее знамя того времени, насколько смог в своем соображении его понять. Не я так кто-то другой сделал бы это. Я не занимаюсь историей, сравнениями. Русский народ очень многогранен. Что мне удалось, я преподнес. Мне не хватит силы воли, чтобы присвоить достижения других людей. Я говорю о Петре I, Суворове, Нахимове, Ушакове. Капитан второго ранга Леонов с десятком моряков одолел шеститысячную армию японцев. Почему об этом никто не говорит?..

У меня есть своя земля, я стараюсь быть со своим народом. Мы живем на Руси. Мы выросли в наших семьях. Основы заложены нашими предками. Нужно было использовать подаренный нам инструмент, мы его выбросили, сказали: «Мы лучше с голыми руками пойдем». Знание требует от человека: не выбрасывай, помни то, что прошел в школе. Говорят, мы прошли, как по коридору. А ты прошел, взял, вооружившись. Наша философия — защита земли русской.»

Источник: v8mag.ru

Харлампиев

Харлампиев Анатолий Аркадьевич (последователь Самбо)

Харлампиев Анатолий Аркадьевич (основатель Самбо) Анатолий Аркадьевич Харлампиев (29 октября 1906, Смоленск — 16 апреля 1979) — исследователь национальных видов борьбы народов СССР, основоположник борьбы самбо.

Дед А. А. Харлампиева — Георгий Яковлевич Харлампиев был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом. Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы боя, борьбы и самозащиты. Будучи чрезвычайно силён, он пальцами мог порвать монету в три копейки. Существует легенда, что его будущая жена однажды ехала на тройке и лошади понесли; катастрофа казалась неминуемой. Однако по той же улице гулял Георгий Яковлевич, который смог остановить тройку — так они и познакомились.

Отец — Аркадий Георгиевич Харлампиев с отличием окончил Академию художеств и был послан на обучение в Париж за государственный счет. Через некоторое время он остался без средств, но чтобы продолжить учебу начал выступать на профессиональном европейском ринге, и вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы в абсолютной категории. Вернувшись в Россию, по прошествии времени стал родоначальником российской, а затем и советской школы бокса.

В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали и дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка. В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и в весьма разносторонним спортсменом. Тогда, в 1922 году, известный военный деятель Николай Ильич Подвойский благословил[источник?] Анатолия Аркадьевича на разработку универсальной борьбы.

В то время он работал в Красном университете трудящихся Востока (КУТВ) и Обществе строителей Международного красного стадиона (ОСМКС) преподавателем физической культуры; подрабатывал и в одном из московских театров, уча артистов движению.

В КУТВе собрались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе из Китая и Монголии. Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича были возможности регулярно с ними практиковаться. Боролся он и с татарами (национальная поясная борьба). Еще до того он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом; фехтовал, бегал, был великолепным акробатом. Лично знал таких выдающихся борцов как Поддубный, Буль, Спуль и др. Был альпинистом высокого класса.

В течение ряда лет Анатолий Аркадьевич ежегодно выезжал в среднеазиатские и кавказские республики, где ещё сохранились национальные виды борьбы. Он изучал их, систематизировал приемы и методы тренировки, для чего боролся на состязаниях сам, иногда по много часов подряд. При весе в 72 кг, используя свое мастерство, он иногда побеждал бойцов в два раза тяжелее него.

По мотивам этих путешествий А. А. Харлампиева в начале 1980-х годов был снят фильм «Непобедимый».

Уже будучи выдающимся мастером, Харлампиев изучал классическое Дзюдо под руководством друга Аркадия Георгиевича, Василия Сергеевича Ощепкова, который долго жил в Японии и окончил Кодокан.

В 1938 году борьба самбо обрела официальный статус, и Харлампиев возглавил Федерацию самбо, однако развитие нового вида борьбы было приостановлено Великой Отечественной войной. В первые же дни ее Харлампиев ушел добровольцем на фронт; его служба была отмечена многими наградами. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он учился борьбе уже у самих японцев, в обозе которых было десять татами для дзюдо.

После войны продолжил свою работу по распространению и развитию самбо. Уже после ухода с поста главы федерации, Харлампиев оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области.

В 1950-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца в те времена считалось просто невозможным.

В СССР Харлампиев имел звания заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР.

Источник: ru.wikipedia.org 

Ощепков

Ощепков Василий Сергеевич (основатель Самбо)

Ощепков Василий Сергеевич (основатель Самбо)
Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937) — родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Родился в конце декабря 1892 года (точная дата рождения неизвестна) в пос. Александровский пост на о.Сахалин. Незаконнорожденный сын каторжанки М.Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца.
Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень — седан (первый дан) — и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества ‘Спорт’ Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем. Работая на разведуправление Красной армии, с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.

По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как ‘ценная’ и ‘очень ценная’. Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как ‘сменовеховские’, и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название ‘Готов к труду и обороне’. В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция ‘вольной борьбы дзюдо’, председателем которой стал Ощепков.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: ‘Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей’. В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Источник: biogs.redban.ru 

Тестирование клинков

Тестирование клинков

Сабли


Прямой катаны колунной заточки,
меча (полоса 4 мм),
тупой лопаты
и обычного топора.

Тестирование вакидзаси и ножа бритвенной заточки

 
Тестирование вакидзаси из дерева

 

 

История советского рукопашного боя

 Рукопашный бой. Советская история.

Рукопашный бой. Советская история

В молодой Стране Советов рукопашный бой развивался особым путем. Это направление совпадало с вектором развития страны. В отвергнутом «наследии самодержавия» остались народный кулачный бой и школы технической подготовки рукопашного и штыкового боя, применявшиеся в царской полиции и армии. Но Рабоче-Крестьянская Красная Армия, народная милиция и зарождавшиеся спецслужбы нуждались в навыках прикладного рукопашного боя. Для его возрождения даются указания и привлекаются лояльные к новой власти специалисты.

В 1919 году выходит программа занятий по рукопашному бою в РККА. В этом же году утверждается «Руководство по штыковому бою». В 1923 году издается первое официальное руководство по физической подготовке, которое называлось «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи». В нем были разделы: «Владение холодным оружием» и «Способы защиты и нападения без оружия». Поскольку старая школа подготовки во многом была утеряна, ее место занимали западный бокс, греко-римская борьба и восточные дзюдо и джиу-джитсу. В начале 20-х годов прошлого века создаются спортивные секции, в которых изучают способы защиты и нападения без оружия, владение холодным оружием.

16 апреля 1923 года учреждено Московское пролетарское спортивное общество «Динамо», в котором работала секция самозащиты под руководством Виктора Афанасьевича Спиридонова. В 1928 году он выпускает книгу «Самозащита без оружия», в которой синтезирует джиу-джитсу с техникой французской борьбы. В 1930 году на кафедру защиты и нападения ГЦИФК в качестве преподавателя факультатива по дзюдо был приглашен В.С.Ощепков. В учебную программу кафедры входило изучение основ спортивной тренировки по классической борьбе, боксу, фехтованию, штыковому бою и силовой подготовке. Именно в эти годы происходит объединение ударной и борцовской техники в единый комплекс прикладного характера.


В 1930 году для оперативных сотрудников ГПУ и милиции Н.Н. Ознобишиным было выпущено руководство «Искусство рукопашного боя». Автор критически оценил и сопоставил различные известные в то время единоборства. На основе личного опыта Н.Н. Ознобишиным была разработана оригинальная комбинированная система. Это была первая в стране попытка объединить в единое целое рукопашный, ближний огневой бой и психологическую завязку схватки.

Спиридонов впервые в мировой практике реализовал систему обратной связи, когда сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли специальные, «заранее заготовленные» анкеты, в которых они указывали способы и приемы, применявшиеся при задержании преступника.

Применять свои навыки на практике приходилось не только правоохранительным органам, но и Красной Армии.
События на озере Хасан и на Халхин-Голе, а также советско-финская война показала, что массированное применение рукопашного боя в современной войне маловероятно. Это война техники, моторов и маневра с огневым поражением. Финская война к тому же показала необходимость удобного теплого обмундирования, отсутствие которого осложняло даже в разведке классическое применение рукопашного боя. В итоге финская война оставила очень мало примеров рукопашных схваток.

Начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула на дальний план развитие спортивного направления рукопашного боя. В развернувшихся баталиях применялся прикладной рукопашный бой. Эти схватки условно делятся на две категории:
– массовые схватки в общевойсковом бою;
– схватки при ведении разведкой налетов, поисков и засад.
Первая категория, хоть и показывала массовый героизм и жестокость войны, не требовала от рукопашного боя системности.

Профессионально готовили войсковых разведчиков и диверсантов. Их учили планировать схватки, проводить их осмысленно, добиваясь необходимой цели.

Туда отбирали бойцов, умеющих думать, с хорошими физическими данными. За время войны система их подготовки была усовершенствована и хорошо отлажена. Вот краткий боевой эпизод из книги морского разведчика дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова: «Взвод Баринова ближе других к заграждению. Сорвав с себя стеганую куртку, Павел Барышев кинул ее на колючую проволоку и перевалил через ограду. Высокий Гузненков с ходу перемахнул через проволоку, упал, отполз и тут же открыл огонь по дверям барака.

Разведчики стали стаскивать с себя куртки, плащ-палатки, приближаясь к колючей проволоке. А Иван Лысенко подбежал к железной крестовине, на которой висела проволока, нагнулся, сильным рывком взвалил крестовину на плечи, медленно поднялся во весь рост и, широко расставив ноги, надрывно крикнул:
– Вперед, братва! Ныряй!
– Молодец, Лысенко!
Я проскочил в образовавшуюся под забором брешь.
Обгоняя меня, к бараку и пушкам, к блиндажам и землянкам бежали разведчики.

Семен Агафонов забрался на крышу блиндажа, близ пушки. «Зачем это он?» – недоумевал я. Из блиндажа выскочили два офицера. Первого Агафонов пристрелил (потом выяснилось, что это был командир батареи), а второго, обер-лейтенанта, оглушил ударом приклада автомата. Спрыгнув, Агафонов догнал Андрея Пшеничных, и они стали прокладывать себе гранатами дорогу к пушке.

Агафонов и Пшеничных еще вели рукопашный бой с орудийным расчетом, а Гузненков с двумя разводчиками, Колосовым и Рябчинским, уже поворачивали пушку в сторону Лиинхамари». Описание схватки показывает комбинирование ближнего огневого и рукопашного боев.

Систематизировать и описывать полученный опыт начали после войны. Так, в 1945 году выходит пособие К. Т. Булочко «Физическая подготовка разведчика», в котором автор, используя военный опыт, описывает приемы и способы рукопашного боя. Причем почти все приведенное в книге не потеряло своей актуальности и сейчас.
Войска НКВД проявили себя во многом. Стоит вспомнить подразделение, называвшееся войсками особой группы НКВД. В 1941 году подразделение было переименовано в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. В бригаде служило много видных спортсменов Советского Союза: стрелки, боксеры, борцы и т. д. Благодаря их опыту и навыкам проводились захваты пленных, налеты и засады на территориях, захваченных врагом. Причем значительная доля бесшумно, только приемами рукопашного боя.

В войне Страны восходящего солнца с СССР японцы даже не помышляли помериться силами в рукопашных боях с советскими воинами. Если такие схватки происходили, то победителями выходили наши бойцы. Упоминаний о практической пользе для японцев в этих схватках восточных единоборств нет.

По опыту прошедших войн определилось место рукопашного боя в подготовке воина, как средства физической и психологической подготовки. Рукопашный бой использовался для развития двигательных умений и навыков, правильного ориентирования в условиях ближнего боя, чтобы суметь первым произвести выстрел, бросить гранату, нанести удар холодным оружием, выполнить прием.

В ближнем бою в первую очередь применялось поражение противника огнем, а холодное оружие и приемы единоборств использовались только при внезапном столкновении с противником, при отсутствии боеприпасов или отказе огнестрельного оружия, при необходимости уничтожить противника бесшумно или при захвате в плен. Это побуждало бойцов мгновенно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, проявляя инициативу, действовать решительно и дерзко, целиком используя полученные практические знания.

В связи с изменением в вооружении, технике, тактике, задачах и доктрине ведения войны изменяется и отношение в армии к занятиям рукопашным боем. Так, в «Наставлениях по физической подготовке» 1948 года из раздела «Рукопашный бой» исключаются действия подручными средствами и приемы нападения и защиты без оружия.
С 1952 года в армии перестают проводиться состязания по спортивному рукопашному бою. В 1967 году в Советской армии прекращается культивирование занятий по фехтованию на винтовках с эластичным штыком. Это в первую очередь связано с последствиями военно-технической революции.

Несмотря на вышесказанное, интерес к приемам самозащиты, несколько затухая в одном месте, сильнее проявлялся в другом. Развитие рукопашного боя из одной фазы переходило в другую, он возрождался с новой силой через систему самбо.

Вновь внимание к рукопашному бою вернули события на острове Даманский, где провокации китайцев носили массовый и регулярный характер. Китайцы стремились спровоцировать советских пограничников на применение оружия. В результате чего завязывались жестокие рукопашные схватки. Вот как это описывает в своей книге «Кровавый снег Даманского» Герой Советского Союза первый командир «Альфы» генерал-майор Виталий Бубенин, командовавший в тот период одной из погранзастав на данном участке границы: «И вот началось. Тысяча отборных, здоровых, крепких, разъяренных бойцов схватились в смертельной схватке. Мощный дикий рев, стоны, вопли, крики о помощи далеко разносились над великой рекой Уссури. Треск кольев, прикладов, черепов и костей дополнял картину боя. На многих автоматах уже не было прикладов. Солдаты, намотав ремни на руки, бились тем, что от них осталось. А громкоговорители продолжали вдохновлять бандитов. Оркестр ни на минуту не умолкал. Очередное ледовое побоище на Руси со времен битвы наших предков с псами-рыцарями». В книге есть много детальных описаний индивидуальных и групповых схваток. Конфликт завершился применением танков и артиллерии, включая установки залпового огня «Град», и боевыми потерями с обеих сторон. Тем не менее всем стало ясно, что рукопашный бой по-прежнему требует изучения и развития.

Страна входила в застойное, но относительно спокойное время. Отсутствие и нежелание перемен в обществе сказывалось и на развитии рукопашного боя.

Тем не менее с конца 60-х годов прошлого столетия в СССР появляется большой интерес к каратэ. Этот вид борьбы был завезен в нашу страну иностранными студентами, обучавшимися в советских вузах, сотрудниками зарубежных фирм, советскими специалистами, работавшими за границей.
Каратэ было постепенно легализовано. Официальные структуры то ведут с ним борьбу, то оказывают поддержку.

Вместе с развитием клубов по каратэ появляются школы и других восточных единоборств: кунг-фу, тэквондо, вьетво-дао, айкидо, джиу-джитсу и т. д. Спортивные залы многих образовательных учреждений были переполнены желающими освоить «тайные системы».
Это было время, когда Брюс Ли снимал свои фильмы, перевернувшие отношение к боевым искусствам во всем мире. А в Советском Союзе они действовали лучше любой партийной пропаганды. Естественно, восточные единоборства ассоциировались с буржуазной идеологией и развивались медленно. Но развивались и перерабатывались в понимании российского менталитета. Так, А. Штурмин с Т. Касьяновым «русифицировали» каратэ перенеся восточную основу на русский менталитет. Позднее Касьянов пошел дальше, создав спортивный рукопашный бой с приемами каратэ, бокса, бросками, подножками, подсечками и болевыми приемами. Причем рукопашный бой этого направления включал в себя приемы самбо, а Касьянов считает себя учеником А. Харлампиева.

В апреле 1990 года на базе ЦСКА был проведен всесоюзный учебно-аттестационный семинар для тренеров – преподавателей боевых искусств. В семинаре приняли участие 70 военных инструкторов. На нем делалась попытка популяризировать в среде военнослужащих и правоохранителей модернизированный Касьяновым рукопашный бой. С одной стороны, инструктора не были готовы принять новые требования, с другой – восточная основа не подходила под армейские требования, вследствие чего большого успеха достигнуто не было. На семинаре присутствовал и А.А.Кадочников, который имел свой взгляд на рукопашный бой.

Кадочников первым в мире применил инженерный подход к построению рукопашной схватки. Сведения о нем как кубанском самородке, возрождающем русские боевые системы, относятся к середине 80-х годов прошлого века. Он работал на кафедре теоретической механики в Краснодарском ракетном училище, где подвел научную теорию под практику различных действий в рукопашном бою. Ему также удалось то, чего безуспешно добивался Т. Касьянов. Инициативная группа, в которую входил и Алексей Алексеевич, получает заказ на выполнение научно-исследовательских работ от Министерства обороны. Практической базой для отработки методик становится нештатная рота разведки Краснодарского ракетного училища, сформированная по инициативе все той же группы единомышленников. Впоследствии их начинание превратилось в создание центра подготовки бойцов спецназа по методикам русской боевой системы, который просуществовал как войсковая часть до 2002 года.

В период с начала 90-х годов и до настоящего времени Касьянов и Кадочников воспитали множество учеников, основавших свои направления в рукопашном бое и единоборствах. Занимавшиеся с Касьяновым ученики создали в 1992 году клуб «Будо», сохранив и совершенствуя идеи восточных единоборств с русским менталитетом. В 1996 году появился клуб «Альфа-Будо», который тесно связан с ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа». Этот клуб в подготовке своих учеников синтезирует восточное начало, русский менталитет и дух боевого братства спецподразделения «Альфа».

С Кадочниковым начинали и взаимодействовали многие основатели современных русских боевых систем. Так, основатель российской системы самозащиты РОСС А.И.Ретюнских с 1980 по 1990 год посещал занятия Кадочникова. Создатели боевой армейской системы БАРС С.А.Богачев, С.В.Иванов, А.Ю.Федотов и С.А.Тен контактировали с В.П.Даниловым и С.И.Сергиенко, работавшими вместе с Кадочниковым, и для своей системы заимствовали многие принципы школы А.А.Кадочникова. Данилов и Сергиенко, служившие в краснодарском центре подготовки спецназа, после увольнения в запас основали свою боевую систему. В этой системе они адаптировали опыт подготовки бойцов спецназа к действиям по самообороне в повседневной жизни. Так появился СБОР – система боевая русская.

Касьянов, Кадочников и многие другие основатели различных направлений боевых искусств в своих публикациях и интервью часто с сожалением отзываются об учениках, которые разошлись с ними во взглядах и начали развивать собственные школы и направления. Сокрушаться по этому поводу – дело бесперспективное, современная информационная эпоха делает знания общедоступными. Знания не закрыть в бутылке – вытекут. Знания не соперничающий ресурс. Даже использование их как товара имеет особенность: переходя к кому-либо, они остаются и у первоначального носителя.

Именно поэтому на современном этапе ни одна из существующих систем не будет принята за основу обучения в силовых ведомствах страны. Силовые ведомства будут использовать из них только необходимое, формируя собственную систему подготовки с учетом стоящих задач.

Автор Вячеслав ДМИТРИЕВ