ВОЕННЫЙ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РУКОПАШНЫЙ БОЙ
Учебник для курсантов и слушателей Института
Утвержден Председателем спортивного комитета МО СССР и одобрен советом института
ЛЕНИНГРАД 1990
Официальные рецензенты:
Профессор Варакин А. П. — Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.
Кандидат педагогических наук Бурцев Г.А. — Военная академия имени М. В. Фрунзе.
Редакционная коллегия:
Главный редактор — полковник запаса Блажко Ю. И.
Редакторы: кандидат педагогических наук, доцент полковник Нестеров А. А. и кандидат биологических наук, доцент полковник Потапчук А. Н,
Учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры (4-е издание) написан на основании программы военно-специальной дисциплины «Рукопашный бой» и Наставления по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). В нем рукопашный бой рассматривается в трех аспектах: как военно-специальная дисциплина, как раздел физической подготовки и как вид боевой деятельности военнослужащих.
Светлой памяти
Владимира Владимировича Вышпольского
и
Владимира Михайловича Кулешова
посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рукопашный бой представляет собой вид боевой деятельности военнослужащих в ближнем бою с противником. В современной войне условия для возникновения ближнего боя будут определяться следующими факторами:
- постоянной угрозой применения ядерного оружия, даже в общевойсковом бою, что способствует сближению подразделений и частей противников;
- возрастанием роли мелких диверсионных, разведывательных, десантных и партизанских подразделений в уничтожении стратегических объектов, штабов и учреждений;
- проведением боевых действий преимущественно в темное время суток;
- широким строительством оборонительных сооружений, в том числе и подземных, при овладении которыми будут постоянно возникать рукопашные схватки между военнослужащими противоборствующих сторон самых различных воинских специальностей.
В мирных условиях рукопашный бой может возникать: при уничтожении диверсионных подразделений противника; при защите советских посольств, консульств и учреждений в случаях обострения конфликтов между государствами; при пресечении военнослужащими противоправных действий в процессе несения гарнизонной и караульной службы и других. Поэтому заблаговременная подготовка военнослужащих и подразделений к ведению рукопашного боя в настоящее время имеет актуальное значение для формирования боеготовности войск. В процессе обучения в полной мере осуществляется военно-прикладная, психологическая и физическая подготовка, а также обеспечивается нравственно-этическое воспитание военнослужащих.
Учебник «Рукопашный бой» предназначается для курсантов и слушателей Военного института физической культуры — будущих специалистов физической подготовки и спорта в воинских частях и военно-учебных заведениях. В нем раскрываются задачи, содержание, методика подготовки военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота к рукопашному бою в современных условиях.
Учебник состоит из двух частей.
В первой части освещаются научно-педагогические основы «Рукопашного боя» как военно-специальной дисциплины института и как раздела «Физической подготовки» в воинских частях и военно-учебных заведениях Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Впервые включена глава «Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой», по своей сути являющаяся введением в предмет, в которой рассматривается значение этого предмета для специалистов, выпускаемых институтом.
В последующих главах этой части учебника по-новому в сравнении с предыдущим изданием раскрываются вопросы подготовки военнослужащих к рукопашному бою на современном этапе, в различных армиях; психологические аспекты, рукопашного боя, теория и методика психологической подготовки военнослужащих, методика проведения учебных занятий, подготовка руководителей занятий, а также вопросы материального обеспечения подготовки военнослужащих и подразделений к рукопашному бою и др. Во второй части рассматриваются приемы и действия рукопашного боя и методика обучения, которые значительно расширены и обновлены.
В процессе написания учебника использованы результаты научных исследований, передовой опыт воинских частей и многие литературные источники по рассматриваемым вопросам.
Учебник также может быть использован специалистами по физической подготовке и спорту, командирами подразделений при подготовке военнослужащих к рукопашному бою в войсках и военно-учебных заведениях Вооруженных Сил СССР.
В написании глав учебника принял участие авторский коллектив в составе:
- подполковника Андрейчука В. И. (6.3; 13.2—;13:5; 14.4 —14.5);
- подполковника Беловецкого В. Д. (5.4);
- полковника запаса Блажко Ю. И. (1.2; 2.1—2.4; 3.1— 3.3; 4:1—4.2; 5.1, 5.3; 6.1, 6.4; 7.1—7.2; 8.1—8.2; 9.1; 11.1—11.7;12 1—12 2 12 4—12.5; 13.2, 13.6; 14.1—14.3, 14.6);
- подполковника Кузьмина В. А. (6.4; 10.1—10.4; 12.3; 15.1—15.2);
- кандидата педагогических наук подполковника Липовки В. П. (5 1, 5.3; 6.2);
- доктора психологических наук, профессора Марищука В. Л. (3.1; 3.3—3.4);
- кандидата педагогических наук, доцента полковника Нестерова А. А. (1.1; 2.2; 5.1; 8.3);
- подполковника Полетика В. К. (5. 4);
- кандидата педагогических наук, доцента полковника Попова Л. П. (15.1—15.2);
- кандидата биологических наук, доцента полковника запаса Потапчука А. Н. (2.1; 6.1; 8.3; 9.2-; 10.1—10.4; 13.1);
- полковников Савостьянова В. М. и Сафонова В. Г. (5.2);
- кандидата педагогических наук подполковника запаса Утенко В. Н. (2.3—2.4; 12.1);
- кандидата педагогических наук, доцента подполковника Шейченко В. А. (2.1).
Фотографии выполнены Галахиным М. В.
Авторский коллектив выражает признательность кандидатам педагогических наук, старшим научным сотрудникам В. П. Гилеву, Б. А. Лампусову, И. М. Петину и доценту Н. Ф. Лодяеву, взявшим на себя труд внимательно ознакомиться с рукописью учебника и сделать ценные указания.
Часть I
^ ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИИ „РУКОПАШНОГО БОЯ»
Глава 1
ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА «РУКОПАШНЫЙ БОЙ»
Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой» в современных условиях является учебным предметом для слушателей и курсантов Военного дважды Краснознаменного института физической культуры. Она занимает одно из ведущих мест в формировании военных специалистов по физической подготовке и спорту для войск и военно-учебных заведений Вооруженных Сил СССР.
^ 1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины заключается в подготовке офицера-специалиста, владеющего теоретическими знаниями, организаторскими и методическими умениями, способного на высоком профессиональном уровне осуществлять подготовку к рукопашному бою личного состава воинских частей и курсантов военно-учебных заведений Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Исходя из этого, задачи профессиональной подготовки офицеров — специалистов в области физической подготовки сводятся к следующему:
- дать необходимые знания по содержанию «Рукопашного боя» и его характеристику как средства формирования военно-прикладной, физической и психологической готовности военнослужащих к действиям в ближнем бою с противником;
- усвоить роль рукопашного боя в системе боевой и физической подготовки войск;
- дать знания о понятийном аппарате и усвоить специфический язык дисциплины как средства общения специалистов и обучаемых;
- обучить методике подготовки военнослужащих к рукопашному бою (методике обучения приемам и действиям, развитию и воспитанию физических и волевых качеств, формированию психологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов и др.);
- обучить организации и проведению различных форм физической подготовки, в процессе которых осуществляется подготовка к рукопашному бою;
- обучить приемам, действиям и видам деятельности военнослужащих в рукопашном бою;
- дать представление о материальном обеспечении занятий по рукопашному бою и строительстве площадок, городков и т. п.;
- ознакомить с подготовкой военнослужащих к рукопашному бою в зарубежных армиях и основными направлениями военно-научной работы на современном этапе.
Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой» представляет собой часть науки о физической подготовке войск и изучает закономерности физического совершенствования военнослужащих с помощью характерных для нее средств, методов и форм в интересах боевой подготовки частей и подразделений.
В современных условиях наиболее характерным при обучении в военно-учебных заведениях является взаимное влияние на обучаемых и других учебных дисциплин. Это требует рассмотрения их роли и значения в комплексном воздействии на подготовку специалистов.
Марксистско-ленинская философия представляет методологическую основу дисциплины. Положения диалектического и исторического материализма, марксистско-ленинской гносеологии и учение о войне и армии являются ее исходной методологической концепцией.
Тактическая подготовка определяет социальный заказ на содержание и методику подготовки военнослужащих к боевой деятельности в рукопашном бою.
Ценность истории военного искусства для дисциплины заключается в творческом восприятии опыта и уроков прошлого, в способности выявить тенденции развития рукопашного боя в различные исторические эпохи, правильного определения его места в боевой подготовке и обучения военнослужащих современным боевым действиям.
Советское военное законодательство определяет правовые основы применения приемов и боевых действий рукопашного боя в военное время при защите интересов Советского государства, в мирное время — в процессе несения гарнизонной и караульной службы, а также при защите общественных интересов, личности граждан от общественно опасного посягательства.
Цикл биологических дисциплин на основании учения о высшей нервной деятельности, с одной стороны, определяет материалистическое понимание процессов нервной и психологической деятельности военнослужащих в рукопашном бою и при подготовке их к нему, с другой — дает знания об уязвимых местах человеческого тела (анатомия) и методические рекомендации для разработки рациональных способов и приемов эффективного воздействия на противника (биомеханика).
Дисциплина «Рукопашный бой» использует положения военной педагогики, в частности дидактики, на принципах и методах которой осуществляется обучение, воспитание и .развитие курсантов и слушателей.
В основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки к рукопашному бою она опирается на главные принципы и закономерности теории деятельности, разработанные советскими психологами.
В процессе преподавания «Рукопашного боя» используются теоретические и организационные положения, система понятий, разработанная теорией и организацией физической подготовки войск.
Поскольку основной структурной частью рукопашного боя является единоборство, то многие приемы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются из практики спортивных единоборств (борьбы, бокса, фехтования). В «Рукопашном бое» они получили широкую трактовку и боевое применение.
Выявление и развитие двигательных способностей — важный резерв, который применяется в «Рукопашном бое» для быстрого и совершенного усвоения действий и приемов. Этому способствуют также все практические военно-специальные дисциплины, особенно «Передвижение и преодоление препятствий».
Близость «Рукопашного боя» к перечисленным выше дисциплинам ни в коей мере не лишает его самостоятельности. Что же касается многогранных связей, то это объясняется тем, что в центре внимания указанной дисциплины находится курсант, слушатель института — будущий специалист по физической подготовке и спорту, защитник социалистической Родины.
«Рукопашный бой» располагает большим количеством разнообразных приемов, действий и тактикой их применения. Это дает возможность совершенствовать все основные системы и функции человека, физические, морально-политические качества, наиболее прикладные навыки для успешных и сноровистых действий на поле боя.
Обучение военнослужащих рукопашному бою непосредственно и прямо направлено на решение принципа «Учить войска тому, что необходимо на войне».
Таким образом, при преподавании дисциплины в полном объеме используются:
- положения марксизма-ленинизма в качестве исходной идеологической концепции;
- учение о высшей нервной деятельности (труды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского, А. А., Ухтомского, П. К. Анохина и др.), отличительной чертой которого является материалистическое понимание процессов нервной и психической деятельности;
- принципы и положения системного подхода;
- положения теории деятельности, характеризующие единство ее внешних (предметных) и внутренних (психических) форм;
- теория дидактики, на основе принципов которой осуществляется обучение, развитие и воспитание;
- положения тактики современного общевойскового боя;
- теория и организация физической подготовки войск;
- анатомия, биомеханика и др.
Сочетания положений и выводов данных наук в единой методологической концепции обеспечивают «Рукопашному бою» идейно-теоретическую, научную и методическую базу, а также придают стройность и практическую эффективность.
^ 1.2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ «РУКОПАШНОГО БОЯ»
Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой» в учебном процессе оперирует определенными специфическими понятиями, классификацией содержания и терминологией.
Через понятия происходит понимание сущности рукопашного боя. При классификации содержания рукопашного боя производится распределение множества приемов и действий на подразделения (классы, группы) согласно их отличительным признакам. Она позволяет распределять объекты и хранить информацию о них, чтобы затем ее дополнять и использовать в педагогической практике (особенно при составлении программ обучения). Для наглядности классификации составляются в виде таблиц (схем). Терминология и понятия составляют знания и язык дисциплины, выполняющие три основные функции:
- фиксацию накопленного опыта;
- взаимодействие между руководителем и обучаемыми, в ходе которого формируются знания, навыки и умения;
- саморегуляцию как практической, так и интеллектуальной деятельности обучаемых.
Все указанные функции координируют индивидуальные действия каждого военнослужащего в составе коллектива и создают условия для одинакового понимания ими смысла педагогической деятельности руководителя занятий.
^ Общие понятия
Рукопашный бой представляет собой вид боевой деятельности военнослужащих и подразделений в ближнем бою с целью уничтожения или выведения из строя противника путем применения личного оружия, подручных средств и борьбы без оружия.
Составными частями рукопашного боя являются рукопашные схватки и единоборства с противником.
Рукопашные схватки — это групповые боевые действия, возникающие в местах упорного сопротивления противников при непосредственном соприкосновении: при атаке опорного пункта, обороне его, в засаде и в других случаях.
Рукопашное единоборство заключается в бое (борьбе) одного против одного или одного с несколькими противниками, которые, как правило, в определенной последовательности проводят действия друг против друга (атаки—защиты—ответные атаки).
Действия в рукопашном бою — это двигательные акты бойцов, подчиненные решению конкретных задач (атаковать противника, обезоружить) и направленные на достижение цели (победить противника). В них рационально применяются средства рукопашного боя, которые целесообразно сочетаются в конкретно сложившейся обстановке. Действия в процессе подготовки должны стать для военнослужащих индивидуальными и привычными.
Боевыми средствами рукопашного боя являются способы применения личного оружия, шанцевого инструмента (пехотной лопаты), предметов снаряжения, подручных средств, борьбы без оружия, выполняемых в виде соответствующих приемов.
Приемы рукопашного боя — это специально организованные движения, сливающиеся в единый акт, в котором нет перерывов между отдельными составляющими его частями. Они выработаны в боевой практике с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. Приемы составляют технику единоборств и являются предметом обучения военнослужащих в их подготовке к рукопашному бою.
Нападение на противника представляет собой способ действий, направленных на уничтожение или пленение противника. Оно подготавливается скрытно и проводится внезапно, как правило, по заранее разработанному плану.
Оборона от нападения противника — это способ действий, направленных на отражение нападения, чтобы в дальнейшем перейти к ответным действиям и одержать победу.
^ Классификация и терминология,
применяемая для обозначения действий рукопашного боя
Практические задачи в рукопашном бою решаются при помощи средств и многообразных действий, которые являются структурными компонентами деятельности бойцов. В содержание действий включаются восприятие ситуации, умственное решение задачи и психомоторная ее реализация, т. е. они представляют комплексную деятельность бойцов, требующую перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, что проявляется в знаниях, умениях и навыках с максимальным использованием физических качеств.
В методическом плане действия представляют собой основы тактики рукопашного боя и состоят из подготавливающих действий, действий нападения и обороны (схема 1).
Схема 1. Классификация действий рукопашного боя
^ Подготавливающие действия предназначены для создания условий успешного проведения нападения и обороны и включают в себя разведку, маскировку и маневрирование.
Разведка — это действия, совершаемые с целью узнать намерения и замыслы противника, его подготовленность к единоборству, понять его морально-психологическое состояние, а также определить правильный способ ведения боя с ним.
Маскировка — действия, вводящие противника в заблуждение и вызывающие с его стороны неадекватные реакции, которые способствуют одержанию над ним победы.
К ним относятся:
- вызовы — действия, проводимые для того, чтобы спровоцировать противника на нужные атакующие действия, чтобы затем заранее подготовленной защитой отразить его нападение и поразить в ответной атаке;
- обманы — действия, вводящие противника в заблуждение;
- отвлечение внимания противника —г- действия, заставляющие противника переключить внимание на другой объект;
- симуляция — действия, сознательно вводящие противника в обман с целью создания у него иллюзии победы;
- угрозы — действия, направленные на устрашение противника.
Маневрирование — это передвижение для создания благоприятных условий для нападения на противника или обороны от его нападения. В него включаются:
- дистанции — положение противников по отношению друг к другу, определяемое расстоянием между ними, которое бывает дальним (когда контакт между противниками достигается после совершения более одного шага или скачка); средним (когда контакт с противником достигается за счет одного шага, скачка или выпада); ближним (когда контакт осуществляется без дополнительных передвижений);
- сближение — сокращение дистанции с противником;
- отход — увеличение дистанции от противника;
- уход — движение в сторону от противника без увеличения дистанции.
^ Действия нападения обеспечивают победу над противником. Структурными компонентами их являются атаки, контратаки и групповое нападение.
Атаки — действия стремительного нападения на противника в процессе единоборств. Они бывают простыми и сложными. Простые атаки состоят из одного приема, которым возможно уничтожение или выведение из строя противника. В сложные атаки включаются: первое атакующее действие, развитие атаки, завершение или выход из нее. Первым атакующим действием, при удачном его проведении атака может завершиться. Для развития атаки используются наиболее действенные приемы, следующие один за другим и заканчивающиеся таким, который бы обеспечил победу над противником. При неудавшейся атаке предусматриваются действия, необходимые для выхода из нее (отход, уход) и дальнейшего продолжения единоборстве.
Разновидностями атак являются:
- повторные атаки — совершаемые непосредственно вслед за неудавшейся атакой;
- атаки с отбивом — состоящие из удара по оружию (конечности) противника в сочетании с простой атакой;
- атаки с обманом — состоящие из обманного движения в сочетании с простой атакой;
- встречные атаки—проводимые навстречу атаке противника;
- ложные атаки — укороченные, направленные не на поражение противника, а лишь на обеспечение успешности последующей действенной атаки.
Контратаки — это разновидность встречных атак на противника, начавшего свою, как правило, сложную атаку. Они начинаются на первое движение противника с целью опередить его в атаке.
Групповое нападение состоит из индивидуальных действий отдельных военнослужащих, выполняющих роли по заранее разработанному плану. При любой сложности поставленных задач они успешно могут решаться только координированными действиями бойцов. Координация осуществляется двумя основными способами:
- приспособлением к действиям руководителя (командира),
- чередующимися ролями лидеров в группе (подразделении).
Однако во всех случаях будет много и регулируемых и нерегулируемых событий (вероятностных и случайных), которые необходимо также заранее предусматривать.
^ Действия обороны применяются для отражения нападения (атак) противника в сочетании с ответным нападением на него.
Защитные действия совершаются с целью отражения атак противника в единоборстве при помощи отбивов, подставок или маневрирования. Они бывают:
- активные — вслед за защитами проводятся ответные атаки;
- пассивные — выполняются только защиты;
- упреждающие зашиты выполняются с сокращением дистанции с противником;
- уступающие защиты выполняются с увеличением дистанции между противниками.
Ответные действия по своей структуре являются ответными атаками, выполняемыми после защит. Это — сложные двигательные акты, совершаемые в крайне ограниченное время. Если атаку боец готовит заранее, то ответные атаки — экспромтны, во многом зависят от предвидения ситуации и быстрого выбора целесообразных действий ответного нападения.
Действия при отражении группового нападения представляют самый сложный вид деятельности в рукопашном бою, так как координация (управление) индивидуальными действиями бойцов будет почти полностью отсутствовать и может свестись только к индивидуальным действиям. Вместе с тем они включают в себя:
- отражение первого нападения, оценку ситуации,
- маневрирование в сочетании с ответными атаками,
- координацию действий бойцов со стороны командира и
- ответное нападение.
Огромное значение при этом имеет взаимодействие и взаимопомощь товарищей.
^ Классификация приемов
и терминология, применяемая для обозначения техники рукопашного боя
Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 2).
^ Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.
Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.
^ Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.
Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:
бросок — перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;
выведение из равновесия — перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;
Схема 2. Классификация приемов рукопашного боя
выпад — быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;
высед — переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;
двойное удушение — одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;
загиб — рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);
замок — способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой; захват — активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;
изготовка к бою — наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;
конвоирование — сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;
нырок — быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;
обезоруживание — лишение противника контакта с оружием;
обыск — обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;
освобождение от захвата — устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;
отбив — ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) но оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;
отвод — нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;
переворот — перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;
передвижение — перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;
передвижение переступанием (шагами) — перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;
передвижение прыжками (скачками) — перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;
поворот — изменение положения противника или перемещение его путем вращения;
подворот — быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;
подножка — бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;
подсечка — подбив ноги противника подошвенной частью стопы;
подставка (блок) — защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;
подхват — подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;
положение — расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;
рывок — резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;
рычаг — способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;
самостраховка — смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;
сбивание — ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;
сваливание — перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;
связывание — прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;
стойки — вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;
страховка — поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;
транспортировка — переноска связанного противника;
толчок — короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;
удар — резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;
удушение — перекрытие дыхательных путей противника;
узел — скручивание и сгибание конечности противника;
укол — удар острием штыка или ножа в тело противника.
В заключение следует сказать, что только конкретный понятийный аппарат позволяет создать стройную систему знаний военно-специальной дисциплины «Рукопашный бой». Научная задача по дальнейшему его совершенствованию будет способствовать дальнейшему углублению наших знаний в области успешной подготовки военнослужащих к рукопашному бою.
продолжение на http://rudocs.exdat.com/docs/index-239071.html